Форум » 8 кафедра » 5. Основные методы воспитания военнослужащих » Ответить

5. Основные методы воспитания военнослужащих

dexx: Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Методы воспитания – это, прежде всего, своеобразно организованная воспитательная деятельность. Методы воспитания выполняют определённые функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приёмов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи. В соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих, утвержденной приказом МО № 70 – 2004 г. в воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов: Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение. Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление. Методы воспитательных воздействий: убеждение; упражнение; поощрение; пример; критика и самокритика; принуждение. Метод убеждения: Убедить военнослужащего – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, требованиям Военной присяги и уставов, превратив их в главные мотивы поведения, действий и поступков. Два основных средства: убеждение словом и убеждение делом; Успех убеждения словом зависит от сочетания содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи командира (военного инженера); Принципы убеждения словом: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Принципы убеждения делом: показ воину общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений и ложных взглядов (анализ жизненных явлений и фактов, опровергающих ошибочные воззрения); ссылки на опыт сослуживцев; личный пример офицера и др. Условия действенности метода убеждения: убеждённость самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словом и делом; справедливость, честность и искренность офицера, его готовность ответить на острые и злободневные вопросы; умение командира (военного инженера) ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жеста; широкий общенаучный и военный кругозор, образованность и эрудиция, жизненный и служебный опыт; педагогический такт офицера, понимание им психологии подчинённого; дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих; связь с жизнью, практикой воинской деятельности; Метод принуждения: - система средств и приёмов воздействия на воинов, нарушающих законы, уставы, нормы морали с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять свой воинский долг. Принудить человека – это значит заставить его выполнять волю командира (начальника), воинского коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением (частью) связи. Этот метод применяется после того, как все другие не дали желаемых результатов. Формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложении дисциплинарного взыскания, отчуждение общественностью, привлечение к уголовной ответственности. Педагогические требования при применении дисциплинарного взыскания: глубоко разобраться в существе поступка, выяснив его мотивы, обстоятельства, прежнее поведение подчинённого, особенности его личности, время нахождения и степень знания порядка службы; отношение провинившегося к совершённому поступку, его самооценка; в личной беседе с воином установить причины проступка, степень осознания им своей вины и оценки поведения; наказание окажет положительное воздействие только тогда, когда оно применено правильно, справедливо, с учётом характера проступка и его влияния на сослуживцев; Порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение: взыскание объявляется лично или перед строем; взыскание должно быть занесено в служебную карточку и приведено в исполнение; недопустимо наложение взыскания на весь коллектив подразделения вместо наказания непосредственных виновников; Метод упражнения: Упражнение необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результата повышения сознательности. В ходе учений, боевого дежурства, учебных занятий создаются такие условия, такая цепь упражнений и трудностей, которая формирует и развивает качества личности воина, учит мужеству, самоотверженности, решимости, смелости. Условия эффективности данного метода: сознательность и убеждённость; системный подход к упражнениям, плановость, последовательность, регулярность (планировать объём и очерёдность нагрузок не надорвав волю и мускулы); учёт возрастных, психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей воинов. Пример как метод воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю личного состава; служит образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания; Условия действенности примера: пример должен быть общественно и лично значимым и ценным; пример легче воспринимается, когда он взят из сферы деятельности войск связи, части, подразделения; показав воинам, какие внутренние силы и нравственные мотивы человека, который ставится в пример, побуждаем на самоотверженные действия; яркое эмоциональное описание обстановки, в которой происходит деятельность, служащая примером для подражания; воспитательная сила положительного примера органически связана с высокими качествами личности командира (военного инженера). Метод поощрения – это совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования воинов. Условия действенности метода: поощрение должно быть обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов военнослужащих и воинских коллективов в решении задач, стоящих перед подразделением, частью; грамотное сочетание видов поощрения; повышение роли сержантов и старшин в поощрении; гласность поощрения (в торжественной обстановке, перед строем или на собрании воинов); своевременность поощрения; Проведение индивидуальной воспитательной работы. Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) – система целенаправленного психолого-педагогического воздействия офицера на сознание, чувства и поведение воина с учетом возрастных, социальных, психологических особенностей личности, условий службы, быта и отдыха; систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, чувства и волю отдельного воина в целях привития ему профессионально важных качеств на основе глубокого знания и всестороннего учета его индивидуальных особенностей. Алгоритм проведения ИВР включает: - глубокое изучение военнослужащего как личности; - определение и составление программы ИВР; - грамотное использование офицером форм и методов и средств ИВР; - осуществление ИВР во всех видах боевой подготовки; службы и быта; - постоянный контроль за ходом ИВР и оценку ее результатов. В системном виде алгоритм проведения ИВР включает ряд этапов: 1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего. 2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение. 3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия при необходимости корректировка его методов и приемов. Для изучения военнослужащих педагогически оправдано использование следующих методов: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, использование мнения других лиц, письменные связи с родителями и коллективами, где раньше работал или учился, анализ результатов повседневной деятельности, опросные методики. Основные приемы, при помощи которых реализуется методика индивидуально-воспитательной работы командира (военного инженера) с подчиненными. Проявление сочувствия, внимания, доброты. Прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия командира (военного инженера) с воином, требующим воспитательного воздействия, на установление взаимопонимания между участниками воспитательного процесса. Применение названного приема индивидуально-воспитательной работы целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для себя ситуации по причине несоответствия личного потенциала требованиям ситуации, совершенной непреднамеренно ошибки, просчета или же обстоятельств, независящих от его личных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы. Важно, чтобы воспитанник почувствовал воспитателя искренность и неподдельный интерес, участие в его судьбе. Просьба, она выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения командира (начальника) с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание. При применении данного приема важным является то, как высказанная просьба, с какой интонацией, какое скрыто в ней личное отношение командира (военного инженера) к подчиненному. Одобрение, похвала - этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания. Однако и в рамках индивидуально-воспитательной работы с конкретным военнослужащим его значение переоценить трудно. Он является фактором стимулирования инициативы, поощрения сделанного выбора, реализованного способа деятельности, реакции на ситуацию. Формы выражения приема в коротких репликах, типа: "молодец", "правильно", "похвально", "я в Вас верил или был уверен" и т.п. А также и в форме оценки с анализом совершенного действия или поступка, сделанного выбора или позиции. Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, то есть наделения полномочием военнослужащего, который пока, что по своим качествам не во всем соответствует поставленной перед ним практической задачи. В основе приема лежит принцип воспитания - опора на достоинство личности, на положительную черту характера подчиненного. Авансирование личности (термин А.С. Макаренко). Суть названного приема в том, что командир или начальник предоставляет военнослужащему определенные блага, то есть преимущества по сравнению с его настоящим положением, как бы предвосхищая будущий уровень нравственного развития воина, его совершенствование в специальности, общественной работе. Прощение (помилование - толк. словарь русск. яз.) - отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема в том, что командир (военный инженер) в определенной ситуации не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок. Проявление огорчения, прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что командир (военный инженер), обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом. Психологическая поддержка. Прием предполагает со стороны воспитателя создание таких условий педагогического взаимодействия с воспитанником, при которых он чувствует психологический комфорт в коллективе, адекватность оценок его поведения, результатов деятельности самооценки.

Ответов - 0



полная версия страницы