Форум » 8 кафедра » 6. Последовательность проведения индивидуальной восп.беседы с всл. » Ответить

6. Последовательность проведения индивидуальной восп.беседы с всл.

dexx: Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия командира на конкретных военнослужащих, можно выделить три ее основных этапа: 1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего. 2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение. 3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия. При проведении ИВР, как правило, опытные командиры применяют не только традиционные методы воспитания (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнение ролей и др. Самым распространенным и, пожалуй, самым доступным методом ИВР является беседа. В практике воспитания различают два вида беседы - диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая - для решения конкретных воспитательных задач. Проявление сочувствия, внимания, доброты. Применение названного приема ИВР целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для него жизненной ситуации по причине совершенной непреднамеренной ошибки, просчета или же обстоятельств, не зависящих от личных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы. Просьба выполняет роль нравственного тренинга, делает отношения командира с подчиненным доверительными, усиливает взаимопонимание. Одобрение, похвала - этот прием является частью поощрения как общепедагогический метод воспитания. Формы этого приема выражаются в коротких репликах типа «молодец», «я в вас верил» или «был уверен». Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, т. е. наделения полномочием военнослужащего, который пока по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи. В основе приема лежит принцип воспитания - опора на положительные черты характера воина. Но командир должен помнить, что этот прием «срабатывает» только тогда, когда между подчиненным и воспитателем не будет нравственного противостояния, социально-психологической несовместимости. Прощение - отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема состоит в том, что командир в определенной ситуации, исходя из ее анализа, не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок. Проявление огорчения - прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что командир, обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки, выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом. Важным этапом индивидуально-воспитательной работы является анализ достигнутых результатов, который командир должен осуществлять ежедневно. Таким образом, ИВР - это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов командиры оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.

Ответов - 0



полная версия страницы